• Главная
  • Спорт
  • Во время игры Сергей Александрович всегда спокоен и сдержан

Волейбол и дети – смысл их жизни

27.08.2021

Во время игры Сергей Александрович всегда спокоен и сдержан

Спортивная жизнь – неотъемлемая часть истории Нижнекулойской средней школы. В краеведческом музее хранится немало фотографий 70-90-х годов прошлого столетия (еще черно-белых), на которых запечатлены спортивные мероприятия, а также лучшие спортсмены школы. Со времени появления цифровых фотоаппаратов сегодня в архиве школьных фотографий не одна тысяча снимков, посвященных спортивным мероприятиям: «Веселым стартам», конкурсам «Призывник года», «А ну-ка, парни!», школьным и районным соревнованиям по лыжным гонкам, волейболу, футболу, биатлону, легкой атлетике, шахматам, спортивным праздникам и Неделям здоровья и спорта, подвижным играм на свежем воздухе.

Нижнекулойские мальчишки и девчонки любят спорт и дружат с ним. Футбол и мини-футбол, лыжи и биатлон, легкая атлетика и шахматы – все эти виды спорта популярны в Нижне-Кулое. Многие учащиеся прославили школу своими спортивными достижениями. Но, наверное, самый популярный и любимый вид спорта в школе – это волейбол. На протяжении всей истории Нижнекулойской средней школы волейболом занимались всегда, команды юношей и девушек были участниками районных, межрайонных соревнований и добивались неплохих результатов… Но не было бы тренировок, спортивных достижений, побед у мальчишек и девчонок без их наставников-тренеров. Сегодня мой рассказ о тренерах по волейболу.

 

Хороший тренер – не просто тренер

В 90-х-2000-х годах на базе нашей школы был открыт филиал районной детско-юношеской спортивной школы с профилем «волейбол». Тренером в то время был Павел Николаевич Русинов. Влюбленный и преданный спорту, он передавал эту любовь своим воспитанникам. Три раза в неделю собирались волейболисты на тренировки, и всегда этого им было мало, а от желающих записаться в волейбольную секцию не было отбоя. Дети очень любили и уважали своего тренера. Помню, завидев Павла Николаевича, подходящего к школе, девчонки в буквальном смысле с криками выбегали ему навстречу и бросались на шею.

Основная задача тренера состоит в выявлении и раскрытии способностей своих воспитанников, а также в обучении использовать все ресурсы и возможности своего организма на максимальном уровне. Чтобы тренировки были более эффективными, необходимо подбирать нужные упражнения и правильно распределять нагрузки воспитанника. Наставник учит его управлять не только своим телом, но и эмоциями. Тренер готовит спортсмена и психологически, внушая веру в свои силы. Таким тренером был Павел Николаевич. Он видел и знал способности каждого юного спортсмена, посещающего волейбольную секцию. Он видел, какую нагрузку дать каждому члену команды, умел корректно сделать замечание, умел похвалить и поддержать, правильно распределял рабочее время секции, а во время игры умел правильно расставить команду на площадке.

Перед началом спортивной секции Павел Николаевич делал тренировку и для себя, играя партию в настольный теннис

Также работа тренера связана не только с большими физическими, но и с эмоциональными нагрузками. Чаще всего наставник является для своих воспитанников не просто тем, кто совершенствует их мастерство, но и настоящим другом, переживающим и болеющим за них. Павел Николаевич всегда приходил задолго до начала занятий, и сразу собирались дети, чтобы просто пообщаться. Любимый тренер был очень общительным, веселым человеком, он любил пошутить и вести разговор на любые темы, всегда интересовался учебой своих воспитанников. Но начиналось время секции, и все шутки, все разговоры – прочь. Тренер становился серьезным, сдержанным и, казалось, строгим. Но бывая на спортивных тренировках или соревнованиях, не помню, чтобы Павел Николаевич когда-либо повышал на детей голос или кричал… Если даже волейболисты школы проигрывали партию или игру, весь разбор ошибок и промахов проходил спокойно, но четко.

 

Одна из лучших волейболисток школы, района, Вологодского педучилища Анна Верещагина, выпускница школы 2008 года, так отзывается о своем любимом тренере: «Павел Николаевич находил подход к каждому ребенку, подростку, члену команды, несмотря на то, что у каждого были свои запросы и свой характер. На тренировках всегда было много народу. Мы из деревни Дуравинская ходили пешком заниматься волейболом за пять километровм и осенью в дождь, и зимой в мороз, и весной по растаявшей грязи – как-то хотелось возвращаться снова и снова на секцию. Наверно, доброта Павла Николаевича зазывала, и хотелось стать отличным игроком команды. Во время соревнований наш тренер всегда был сдержан, эмоции держал при себе – это его отличало от других тренеров. Были и победы, и поражения, но всегда анализ игр проходил вместе с командой, и Павел Николаевич спокойно устраивал нам «разбор полетов», в конце которого всё заканчивалось улыбкой или шуткой. В дальнейшем те знания и умения в волейболе, которые передал мне мой школьный тренер, пригодились в студенческие годы».

 

Во время работы Павла Николаевича в школе волейболисты не раз становились призерами и победителями районных соревнований. Его воспитанники в 2005 году были включены в состав районной команды по волейболу и в ее составе были серебряными призерами областных соревнований, а один его воспитанник был даже включен в сборную области и принимал участие во Всероссийских соревнованиях также в 2005 году. Выпускники школы, которые занимались волейболом, и после школы в учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования продолжали успешно заниматься своим любимым видом спорта.

Когда Павел Николаевич по состоянию здоровья ушел из школы, дети очень долго сожалели об этом. Воспитанники Павла Николаевича уже много лет назад закончили школу, но до сих пор с теплотой вспоминают его и гордятся, что такой добрый, внимательный, профессиональный тренер был и есть в их жизни.

 

«Наш тренер… Он самый лучший!»

В мире волейбола имя Сергея Александровича Кононова хорошо известно не только в районе, области, но и далеко за их пределами. Выпускник Нижнекулойской средней школы 1983 года, по воспоминаниям учителей, был одержим спортом. И для него не стояло иной цели, как после школы поступить в Вологодский государственный пединститут на факультет физвоспитания, что ему успешно и удалось. После его окончания и службы в армии Сергей Александрович вернулся в свой родной Верховажский район. Год работал преподавателем в профтехучилище №53, а затем перешел в детско-юношескую спортивную школу. За тридцать с лишним лет – тысячи тренировок, соревнований, поездок, а за ними – дети с их характерами, способностями, возможностями. И у всех они разные. И каждому хочется чего-то достичь, хорошо и красиво научиться играть в игру, которую они выбрали для себя. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход и внимание. Сергей Александрович – замечательный не только тренер, но и психолог. Его команды занимают призовые места, являются победителями не только областных, межрегиональных, но и Всероссийских соревнований! А это значит, тренер видит и знает возможности каждого ребенка, находит к каждому подход, уделяет каждому свое особое внимание, делает команду сплоченной, дружной, уважающей каждого игрока.

Юные волейболисты со своим тренером С.А. Кононовым и губернатором области О.А. Кувшинниковым

Во время работы Павла Николаевича Русинова тренеры работали в паре, потому что регулярно со своими командами Сергей Александрович бывал в нашей школе и ФОКе Нижне-Кулоя, и наши спортсмены делали ответные визиты в Верховажье. Представители команд обоих тренеров были участниками межрайонных соревнований в Сямже, Тарноге, Нюксенице, Великом Устюге. Я думаю, что Сергей Александрович учился у Павла Николаевича и многое взял у него.

Во время игры его команды, нужно отметить, что он всегда внешне спокоен и сдержан, не проявляет особых эмоций. А в перерывах, когда команда собиралась около своего тренера, можно было видеть, как он жестикулирует и объясняет промахи каждого члена команды. Как-то раз во время соревнований на призы СПК колхоза «Нижне-Кулое» я спросила у мальчишек: «Хороший у вас тренер?» Они мне дружно в ответ: «Самый-самый замечательный и лучший!!!» Вот это, наверное, и есть самая главная награда для наставника детей.

 В общении Сергей Александрович – скромный человек. Все победы и достижения он отдает мальчишкам и девчонкам. Но очевидно, что без умелого и четкого управления командой, мастерства тренера, его заботы и любви не будет хорошей команды и больших достижений.

Любовь к детям, желание сделать их жизнь насыщенной, интересной и полезной, воспитывание стремления к новым вершинам, делают и жизнь тренеров активной и мобильной. Они хотят, чтобы дети поверили в свои силы и возможности, вселяют в них уверенность преодолеть себя в достижении поставленной цели. Не всегда, может быть, главное в спорте – победы (хотя к ним стремятся все), а главное, наверное, это вырастить здоровых, сильных духом, коммуникабельных и целеустремленных людей. И именно тренеры доказывают, что ничего невозможного в спортивном мире не существует, ведь главное – это труд и сила воли, над совершенствованием которых они работают каждый день. Тренировать спортсменов – это во многом и творческая работа. И она стала любимым делом в жизни Павла Николаевича Русинова и Сергея Александровича Кононова.

Татьяна ИГНАТЬЕВСКАЯ, директор Нижнекулойской средней школы

«Верховажский вестник» №59 за 13 августа 2021 года

 

Читайте также:

Спортсмен – это состояние души

Денежная награда для ведущего учителя. Педагог из Нижне-Кулоя получит премию от Министерства просвещения

Он и она – учительская семья

Поделиться
Комментарии (0)
Свежий номер